Проект приказа Министерства транспорта, появившийся на прошлой неделе, устанавливает порядок оснащения транспортных средств тахографами и регламент их оснащения.
В соответствии с законом в первую очередь должны оснащаться автобусы и автомобили, перевозящие опасные грузы, а также транспортные средства с полной массой свыше 15 тонн. Оснастить их перевозчики должны до 2014 года. За ними последуют транспортные средства полной массой более 3,5 тонн — срок оснащения будет заканчиваться в 2015 году, а следом и транспортные средства, тахограф на которые был установлен производителем, но при этом не попадает под требования российского законодательства. В эту группу попадают практически все европейские грузовики и автобусы.
Однако стоит заметить, что согласно 36 приказу Министерства транспорта РФ, распространяется это требование только на те транспортные средства, очередная проверка и калибровка которых проводилась до 1 апреля 2013 года. Использовать тахографы, установленные согласно требованиям Европейского соглашения по транспорту после 1 апреля 2013 года для внутрироссийских перевозок, нельзя.
Тоже самое касается и транспорта, на котором работают российские тахографы без активированного модуля СКЗИ, то есть установленные до 1 апреля 2013 года.
СКЗИ — средство криптографической защиты информации, специальный аппаратный модуль, использование которого в тахографах для внутрироссийских перевозок стало обязательным с 1 апреля 2013 года. СКЗИ предназначено для некорректируемого хранения информации и должно заменяться в тахографической мастерской каждые три года.
Модуль СКЗИ требует специальной активации с использованием криптографических ключей и защищенного канала связи, в связи с чем может производиться только в специализированной тахографической мастерской имеющей допуск ФБУ «Росавтотранс».
Я считаю что принятие закона в той форме, в которой он сейчас представлен для ознакомления, положительно скажется на ситуации сложившейся в отечественной тахографии. В настоящее время действует отсрочка штрафов до 1 апреля 2014 года за отсутствие тахографа, но это не мешает контролирующим органам накладывать предписания за отсутствие оборудования. Для предприятий, обладающих большим разноплановым автопарком, введение закона позволит раздвинуть сроки оснащения на несколько лет, что в свою очередь позволит заранее провести финансовое планирование и не искать средства на оснащение всех машин одновременно. По этим же причинам не стоит откладывать начало работы в долгий ящик. Производители оборудования, анализируя патовую ситуацию со спросом, значительно превышавшим предложение, сложившуюся весной этого года, прогнозируют возможное увеличение стоимости оборудования до двух раз, а так же очереди на производства порядка двух-трёх месяцев. В настоящее время за отсутствующий или неисправный тахограф грозит запрет на эксплуатацию транспортного средства (пункт 7.4 «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств »)
Евгений Шлягин, руководитель тахографической мастерской РФ 0185, Республика Мордовия.